Moscow Business School

Бизнес-обучение МВА и преимущества диплома

Бизнес-обучение МВА и преимущества диплома
Бизнес-обучение MBA (Master of Business Administration) за сто лет прошло путь от курсов экономической и бухгалтерской направленности до наиболее престижной и известной международной образовательной программы. Такой путь был и непрост, и неслучаен: необходимо было приспосабливаться к постоянно меняющимся реалиям времени и деловой среды, чтобы в итоге стать флагманом в сфере бизнес-образования. За историю МВА было немало жесткой полемики между сторонниками и противниками этой программы, она породила множество противоречивых отзывов — от полного неприятия и негатива до восторженной риторики и излишней эйфории. Наша задача: разобраться «с холодной головой», что такое МВА, чем диплом МВА отличается от диплома о высшем образовании, и какие он дает преимущества.
Диплом MBA и высшее образование в России
Начнем с того, что МВА не дает высшего образования. Согласно российскому законодательству, диплом МВА приравнивается к диплому о профессиональной переподготовке. А наличие высшего образования как раз является необходимым для поступления на программу МВА.
Высшее образование в Российской Федерации может быть получено в высшем учебном заведении после общего среднего или среднего профессионального образования. Система высшего образования в России включает в себя две ступени: первый уровень — бакалавр, и второй уровень — магистр и специалист. Длительность обучения на первой ступени составляет не менее четырех лет, после чего выпускник получает диплом бакалавра и может либо начать профессиональную деятельность, либо продолжить обучение на второй ступени и стать магистром. Это весьма удобно, так как выпускник имеет возможность как углубить имеющиеся у него знания, так и получить новые на магистратуре иного направления. Это позволяет за короткий срок (от двух лет) освоить другую интересующую обучаемого специальность.
На программу МВА можно поступать, окончив бакалавриат. Но это не единственное требование к кандидату. Вторым важным требованием к поступающему является наличие опыта практической работы не менее двух лет. Это требование является обязательным, и предпочтение отдается людям, работавшим на руководящих или административных должностях, либо работавшим два года согласно полученному высшему образованию. Если у бизнес-школы имеется международная аккредитация АМВА, то стаж практической работы должен составлять не менее трех лет.
Если кандидат соответствует перечисленным требованиям, то его ждут вступительные испытания: экзамен в виде анализа бизнес-кейса, индивидуальное собеседование и эссе, в котором необходимо обосновать свой выбор программы МВА и результатов, ожидаемых от обучения. Также необходимо написать заявление и заполнить анкету.
Что же такое МВА? Это аббревиатура программы Master of Business Administration, которая зародилась в США в конце XIX века, когда возник дефицит грамотных руководителей, способных к адекватному управлению бизнесом. Встречаются разные трактовки названия этой программы: и «Мастер делового администрирования», и «Магистр бизнес-администрирования», и «Магистр экономического управления». Но все они сводятся к тому, что обучение по данной программе готовит специалиста высшей категории в сфере управления. Период обучения — 22 месяца, однако, если у кандидата имеется диплом о высшем экономическом или управленческом образовании, то сроки могут быть сокращены, а базовые дисциплины перезачтены.
Итак, квалификация МВА позволяет грамотно и эффективно работать руководителем среднего и высшего звена не только в российских компаниях, но и за рубежом. Собственно, это и является основным ощутимым и осязаемым конкурентным преимуществом формата МВА. Обучение проводится в формате кейсов.
Кейс-метод как основа обучения
Кейс-метод (от английского case-metod) является методом конкретных ситуаций и используется как техника обучения в социальных экономических и бизнес-тренингах. Плюсы данной методики состоят в том, что обучающиеся исследуют предложенную близкую к реальной ситуацию и, основываясь на фактическом материале и полученных в процессе лекций теоретических знаниях, самостоятельно ищут решение и коллективно выбирают лучшее из них. Этот метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году для аспирантов бизнеса.
Кейс или метод конкретных ситуаций — это специально подготовленный преподавателем учебный материал, который содержит конкретную проблемную ситуацию и требует решений со стороны обучающихся. То есть это метод решения проблемных задач с использованием имеющихся теоретических знаний. В ходе занятий преподаватель лишь задает вектор поиска решений и контролирует результат. Но это не значит, что преподаватель не может вмешиваться в ход работы или давать советы для большей эффективности. Но это и не значит, что преподаватель должен делать что-то за слушателей. Он является всего лишь оператором и координатором (мотиватором) действий.
Кейсы делятся на:
структурированные — с имеющимися конкретными цифрами, данными, предполагающее определенное количество верных ответов и решений;
неструктурированные — отличаются большим количеством данных из разных областей, предполагают умение вычленить главную проблему или путь решения, имеют большое количество правильных ответов и не исключают возможности нестандартного оригинального решения;
исследовательские — нестандартная ситуация требует нестандартных решений, используются в антикризисном управлении и разрешении проблемных социальных ситуаций.
Плюсом данной методики является то, что, находясь в среде открытого общения, при решении проблемных задач проявляется эффект «коллективного разума», позволяющего принимать зачастую нестандартные решения, порой являющиеся единственно правильными в кризисных ситуациях. А общение с разноплановыми людьми расширяет не только кругозор учащихся, но и позволяет развитию делового общения и обогащению бизнес-контактов.
Именно кейс-метод и отсутствие конкретных устойчивых пошаговых методик наиболее часто подвергают критике. Есть также и недовольные, кто не получил желаемого результата в процессе обучения. Но здесь важно понимать, что диплом MBA бесполезен, если у человека нет желания работать над собой и над развитием компании, а также нет практического опыта работы. Также критике подвергается и тот факт, что несмотря на достаточно долгую историю и широкое распространение этого формата бизнес-обучения, до сих пор не существует единого стандарта МВА, что делает невозможным сравнение качества подготовки в различных бизнес-школах.
Плюсы бизнес-образования MBA
Хочется отметить отдельные преимущества обучения MBA в российской школе бизнеса:
Материал подается на русском языке, а это позволяет усваивать программу без языкового барьера.
Весь учебный материал учитывает именно российские особенности ведения бизнеса и российское законодательство, не говоря уже о том, что преподаватели имеют богатый деловой опыт.
Обучение можно сочетать с работой — большинство бизнес-школ предоставляют гибкий график занятий, максимально удобный для слушателя.
Стоимость, которая выгодно отличается от стоимости получения знаний за рубежом.
А теперь мы назовем преимущества, которые дает диплом МВА как документ для его обладателя, то есть мы умышленно не будем рассказывать о том, какую практическую пользу принесет перспективному руководителю бизнес-обучение по мировым стандартам. Об этом сказано немало, да и в рамках этой статьи мы немного затронули этот аспект. Мы также не будем сравнивать диплом МВА с дипломом о высшем образовании — это некорректно, да и бессмысленно, так как диплом МВА не дает высшего образования (как мы уже упоминали), за исключением варианта «MBA + Магистратура». В этом случае выпускникам присваивается магистерская степень и выдается диплом о втором высшем образовании, но и обучение будет длиться 27 месяцев вместо 22-х.
Итак, плюсы диплома МВА:
Во-первых, пока число топ-менеджеров с образованием МВА невелико, наличие данного диплома может обеспечить высокую конкурентоспособность и внутри компании (что позволит продвижению по карьерной лестнице), и на рынке труда.
Во-вторых, это значительно расширяет возможности трудоустройства в различных сферах — начиная от маркетинга и продаж заканчивая международным финансовым сектором и государственным управлением.
В-третьих, наличие диплома МВА бывает необходимо при работе на международном рынке либо в компаниях, ведущих международные финансовые операции. Ну а с карьерным ростом связано и увеличение доходов, что весьма немаловажно.
ВСЕ СТАТЬИ
ЕСТЬ ВОПРОСЫ?
ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ И МЫ СВЯЖЕМСЯ С ВАМИ
   
InstagramYouTubeFacebookVkontakte
Полная версия сайта