 |
Новичок в компании — кто и как должен его обучать? Как сделать адаптацию быстрее, а работу эффективнее даже на первых порах? Что если новенький не вписывается в коллектив и выступает с «дурацкими» инициативами? Давайте разберемся в этих вопросах вместе с нашим тренером! |
 |
 |
 |
Виктория Шухат, эксперт-практик в области управленческого развития и стратегии продвижения компании, специалист по выводу на рынок новых продуктов и услуг, автор книг по техникам продаж «Клиентоскоп» и «Как привлечь и удержать клиента». |
 |
|
 |
|
 |
По моим наблюдениям, в компаниях, где есть практика менторства, новички адаптируются быстрее. Их желание быть полезными увеличивается, а скорость отдачи от них растет. |
 |
Менторство — эффективный способ передачи профессиональных знаний от более опытного специалиста (ментора) к менее опытному (протеже). |
 |
На новом месте у каждого появляются розовые очки, когда все нравится, и вы преисполнены энтузиазма. Но со временем рутина наваливается и приходит разочарование. Насколько глубоко и долго будет продолжаться этот период, зависит от ментора. |
 |
 |
 |
Кто такой ментор? |
 |
Это человек, который помогает освоиться новичку, передает формальные и неформальные принципы работы в компании. |
 |
Его обязанности: |
 |
Создать дружелюбную атмосферу. |
Ментор может позвать на ланч, попросить о помощи в организации мероприятия. Все это требует выхода из традиционных ролей, позволяя пообщаться в неформальной обстановке. В итоге новичку будет проще обратиться за советом — он уже будет приходить не к коллеге, а к другу. |
 |
Показать обязанности, проконтролировать промежуточные результаты. |
Задача ментора — убедиться, что подопечный понимает все этапы работы и не стесняется задавать «дурацкие» вопросы. |
 |
Знакомство с членами коллектива. |
Можно разослать письма с представлением нового сотрудника — это будет приятно новичку и полезно коллегам, которые поймут, что это за человек и какой у него бэкграунд. |
 |
Дать обратную связь руководству об этом работнике. |
Ментор видит не только факты «выполнил/не выполнил», но и отношение к своим обязанностям. Есть проекты, где от человеческих качеств зависит многое, поэтому о тревожных симптомах лучше заранее предупредить начальство. |
 |
 |
 |
Портрет идеального ментора |
 |
— |
Работает не меньше года в этой компании |
|
 |
— |
Позитивно мыслящий человек |
|
 |
|
 |
|
 |
— |
Есть конкретные успехи на нынешней должности |
|
 |
«Пионер — всем ребятам пример»: ментор — это тот, на кого хотелось бы равняться. Он демонстрирует, что в этой организации можно не только урабатываться, но и жить полной жизнью: путешествовать, фотографировать, разводить цветы. |
 |
Желательно, чтобы у потенциального ментора были конкретные успехи в компании за последний год. Такие достижения нужны для понимания, почему выбрали именно этого человека. |
 |
Начальник отдела совсем не подходит на эту должность. В противном случае он должен быть безумно толерантным и бесконечно мудрым, чтобы преуспеть в менторстве. |
 |
 |
 |
Как поощрить ментора |
 |
«Мы не можем за это доплачивать!» — говорят многие в компаниях. |
 |
Но не обязательно выделять огромные премии, можно дать небольшую сумму как благодарность за спецоперацию. |
 |
Нематериальных способов поощрения масса, и некоторые из них гораздо приятнее денег. Наверняка сотрудника больше порадует свое место на парковке или возможность двигать рабочий график. Компании это ничего не стоит, зато какой эффект! |
 |
 |
 |
 |
А вы знали, что в западных организациях быть ментором — это огромная честь? Для сотрудников это признание не только профессиональных, но и человеческих качеств, социальный статус, который ценится гораздо больше, чем финансовое вознаграждение. |
 |
|
 |
 |
 |
Возможные проблемы с новичками |
 |
— |
Человек чувствует себя покинутым, заброшенным. При этом он стесняется спросить что-либо у коллег. |
|
 |
— |
Новичок пытается бестактно навязать всем свои правила. Даже если он предлагает отличные идеи, их подача убивает желание прислушиваться. |
|
 |
Решить эти проблемы — задача руководителя, старшего по званию. Он может поговорить с новым сотрудником и принять какие-то меры. |
 |
 |
 |
По каким причинам нужно уволить человека раньше испытательного срока? |
 |
Разбрасываться профессионалами не стоит, но есть симптомы, после которых нужно увольнять сотрудника безусловно. |
 |
Если человек проявляет грубость, хамство, отпускает некорректные замечания. |
Он будет портить настроение остальным, а настроение очень важно!
Ни количество денег, ни должность, ни статус не имеют значения, если сотрудникам неприятно идти в офис. И зачем держать человека, из-за которого никому не хочется появляться на работе? |
 |
Когда человек не заинтересован в обучении. |
Некоторые компании постоянно внедряют новые продукты, технологии, идеи. Если сотрудник не готов узнавать новое, он будет отставать.
И поручить ему тот же объем задач, что и раньше, уже невозможно. |
 |
Конфликты с имеющимися сотрудниками. |
Но здесь нужно понимать, когда человек находится в состоянии стресса, а когда он сам намеренно ставит себя в конфронтацию с окружающими и не может работать в команде. |
 |
Невыполнение обещаний. |
 |
Если человеку что-то поручили, а он: |
 |
|
 |
— |
Даже не предупредил об этом заранее |
|
 |
То есть он не только не справляется с задачами, но еще и не осознает, что это проблема. Отношение «никто же не умер» — очень тревожный симптом. |
 |
Что делать, если есть сомнения? |
 |
Бывает так: вроде человек не сделал ничего криминального, но есть какой-то осадок, как будто он чужой в коллективе. |
 |
В этом случае нужно дать ему задачу, не относящуюся к его прямым обязанностям. Попросите его сделать тестовый проект, организовать мероприятие, и внимательно наблюдайте за его поведением. Посмотрите, как он справляется с заданием, что именно делает, как относится к дополнительной нагрузке. Все это поможет сделать выводы, нужен ли вам такой человек в коллективе. |
 |
 |
 |
Когда стоит закончить испытательный срок раньше? |
 |
Когда есть ощущение, что человек всю жизнь проработал в коллективе. Совершенно органично вписался, все понимает, всем улыбается, вопросы задает. |
 |
Хороший признак — проактивная позиция. Когда новичок с незамыленным взглядом предлагает разумные и выгодные экономические решения, проявляя инициативу мягко и ненавязчиво. |
 |
Также это относится к сотрудникам, которые интересуются возможностями, выходящими за рамки прямых обязанностей. Когда работник говорит: «а давайте я сделаю это», «а давайте я помогу здесь». Все это — признаки того, что можно закончить испытательный срок гораздо раньше. |
 |
На семинарах Moscow Business School вы можете узнать больше! Изучите все секреты рекрутинга, HR-хитрости и мотивации персонала на занятиях с лучшими экспертами-практиками нашей бизнес-школы. |
 |
Узнать больше о том, как улучшить работу своей компании,
можно на семинарах MBS. |
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
Еще семинары >> |
 |