Moscow Business School

Хамство на работе: как реагировать и отвечать?

Хамство на работе: как реагировать и отвечать?
Грубость и хамство на работе — две вещи, которые преследуют человечество с момента возникновения корпоративных отношений в их современном представлении. Даже когда начальник, подчинённый или коллеги перестали быть разделены сословными классами между собой, рано или поздно возникают конфликты. От них не застрахован ни один коллектив, и крайне важно научиться противостоять неподобающему, грубому и оскорбительному поведению.
Сейчас мы поговорим о том, как реагировать на хамство на работе. В чём его глубинные причины, и какие существуют методы борьбы с хамством начальника или дорогих коллег по кабинету.
Причины хамства сотрудника на работе — объясняют психологи
Каждый случай деструктивного поведения индивидуален, но чаще всего речь пойдёт о неких внутренних проблемах, которые выплёскиваются грубым вербальным способом:
Человек вырос в неблагополучной семье, где родители регулярно выясняли отношения при ребёнке, допускали рукоприкладство и взаимные оскорбления. Это наиболее тяжёлый случай, поскольку, став взрослым, он проецирует такую манеру на всё окружение, а ругательства, вылетающие «для связки слов», считает нормой.
Излишне строгое воспитание с тотальным контролем, которое привело к неадекватному восприятию мира. Коллеги в глазах такого сотрудника обязаны соответствовать его профессиональным возможностям, навыкам и талантам. Если же этого не происходит, то они автоматически становятся «людьми второго сорта», со всеми вытекающими.
Комплекс неполноценности, приведший к низкой самооценке. И снова причина в глубоком детстве, когда ребёнку внушают, что он никогда не станет лучше «этого мальчика/девочки». Результат у девиации всегда один — человек, начиная с подросткового возраста, компенсирует собственные неудачи, издеваясь над теми, кто слабее.
Проблемы в семье/личной жизни. Здесь грубое поведение выступает механизмом защиты от ещё большего стресса, который подстерегает в рабочее время. Это самая безобидная из причин, которая решается одним-единственным способом. Коллеге просто нужна уверенность, что его поддержат и в меру сил помогут пережить чёрную полосу.
Неконтролируемое чувство вины перед коллективом. Совершив проступок разной степени тяжести, большинство из нас старается закрыться, заметая следы «преступления». Иногда подобные барьеры приводят к ещё большим оплошностям, но уже в отношениях с сослуживцами, что неминуемо наносит ущерб здоровой атмосфере.
На заметку:
Социальная психология США гласит, что как минимум 80% компаний, где допускается неуставное поведение сотрудников, страдает от корпоративного саботажа. Не имея возможности решить внутренние конфликты, работники отказываются выполнять свои ежедневные обязанности, приводя фирму к серьёзному материальному ущербу.
Почему хамит руководитель?
Хамство начальника на работе получило несколько другой «анамнез». Здесь, помимо непосредственных психологических проблем накладывается ряд служебных факторов:
Руководитель недавно вступил в должность, не имея достаточного опыта в управлении. Это называют главной бедой назначенных «сверху» директоров, когда человек попросту не знает, что ему делать. Пытаясь сохранить лицо перед подчинёнными, он начинает играть в плохого босса. Гораздо хуже, если такая маска «прирастает» навсегда.
Уровень профессиональной компетентности коллектива гораздо выше, чем у начальника. Как правило, это видно сразу, и когда шефу не хватает внутреннего стержня принять факты, оставаясь сугубо функциональной фигурой и полностью доверяя сотрудникам, начинаются большие проблемы. В основном, они касаются несправедливых наказаний.
Игра в провокацию. Когда во главе компании классический «тёртый калач», то методы работы со штатными сотрудниками могут быть самими разными. Кто знает, вдруг за внезапной грубостью и жёсткостью стоит элементарное желание проверить подчинённого на лояльность. И тут гораздо важнее правильно отреагировать на вызов.
Действительно плохое чувство юмора. В рамках современной деловой этики мало кому понравятся бородатые армейские шуточки про «от забора до обеда». Как правило, таким грешит начальство, которое много лет проработало в сугубо мужских коллективах, а исправить подобное поведение в перспективе одного года точно не получится.
Сложная финансовая ситуация в фирме. Здесь относительно просто — боссу лучше не попадаться под горячую руку, потому что все мы люди, а железными нервами наделены немногие из нас. Как правило, когда заканчивается кризисный период, отношения внутри компании стабилизируются, возвращаясь в нормальное здоровое русло.
На заметку:
На заметку: Безусловно, хамство руководителя на работе — неподобающий и даже вопиющий эпизод корпоративной жизни, но это не повод сразу увольняться или идти на открытую конфронтацию. Большинство таких ситуаций имеют вполне взвешенные пути решения.
Как бороться с хамством на работе — 10 эффективных методов
Мы отобрали проверенные временем тактики поведения, которые помогут разрешить конфликт на любой стадии, или хотя бы минимизировать последствия неподобающего поведения.
СПОСОБ № 1. Полное игнорирование грубияна
На секунду представьте, что перед вами не коллега, которого вы знаете много лет, а обычный уличный попрошайка или подвыпивший интеллигент, решивший узнать про зятя для будущей тёщи. Вряд ли вы станете что-то доказывать такому персонажу — просто сложите руки на груди, внимательно посмотрите в окно, в монитор компьютера, куда угодно, только не на оппонента.
СПОСОБ № 2. Манипуляция в ответ на агрессию
«Да, я именно такой мерзавец, каким ты меня назвал!» Желающий раскрутить конфликт человек меньше всего ожидает услышать подтверждение собственных слов, в большинстве ситуаций ответ поставит его в крайне некомфортное положение. Закончится всё быстро — от вас отстанут, возможно даже на долгие месяцы, многие подсознательно боятся манипуляций.
СПОСОБ № 3. Буду спокоен, как удав
«Я тебя услышал, пожалуйста, передай мне вон ту зелёную папку». Выводим игнорирование на более высокий вербальный уровень — продолжайте делать свою работу, как будто ничего не произошло. Даже если эта самая папка прилетит на стол, сопровождаясь громким криком, просто откройте её молча, возьмите необходимый бланк и многозначительно посмотрите на коллегу.
СПОСОБ № 4. Иногда лучше отшутиться
Срываясь на крик, любой из нас делает предварительный глубокий вдох — вот в этот момент нужно произнести знакомую шутку, чтобы желающие «прочистить горло» тоже засмеялись. Высший пилотаж — поднять агрессора на смех в глазах других сотрудников, но для этого придётся быть душой компании и точно знать, какой короткий анекдот сможет быстро всех рассмешить.
СПОСОБ № 5. Чихал я на ваши проблемы
Имитируйте внезапный приступ чихания, повторяя после каждого раза: «Прости, не понял, что ты сказал? А можно ещё раз?» Воспримут это, естественно, как ответное издевательство. Здесь важно «дожать» оппонента до точки кипения, чтобы он окончательно потерял лицо, уйдя в истерику, либо вовремя опомнился, насколько неуместным было его поведение.
СПОСОБ № 6. Капитан Очевидность
«Ты отвратительный хам и грубиян». Говорить такое нужно с тремя обязательными условиями. Во-первых, произносите фразу твёрдым металлическим голосом, глядя обидчику прямо в глаза несколько секунд. Во-вторых, убедитесь, что вас услышит максимально возможное количество людей вокруг. В-третьих, не дожидайтесь реакции, уходите, звонко топнув ногой.
СПОСОБ № 7. Бюрократическое занудство
«В 666 пункте должностной инструкции указано, что в ответ на неподобающее поведение я имею право написать на коллегу служебную записку». И тут же приступайте к её написанию. Первые несколько минут агрессор вам не поверит, но инстинкт самосохранения возьмёт верх, особенно, если будете громко проговаривать вслух каждое слово на бумажке.
СПОСОБ № 8. Шок-контент
«М-да, директор был прав... от тебя, дурака, и не такого можно ожидать...» Для пущей драматургии закатите глаза, укоризненно покачайте головой и ещё раз упомяните имя начальника. Никто в своём уме не пойдёт выяснять был такой разговор или нет, а если уровень экзальтации зашкаливает, прямо направьтесь к кабинету руководителя, предложив проверить.
СПОСОБ № 9. Джентльмен из позапрошлого века
«Батенька, вы, право слово, неправы». Не стесняйтесь переводить накал конфликта в абсурдную плоскость, реагируя гипертрофированной вежливостью. Как минимум, гарантированно удастся сбить провокатора с привычной «системы координат». Максимум — через какое-то время он придёт извиняться сам, возможно, вполне искренне раскаявшись в содеянном.
СПОСОБ № 10. Не на того напали
Если по-хорошему сослуживец не понимает, попробуйте победить его же методами. Парируйте колкости ещё более обидными фразами, припомните прошлые «косяки». Результат при удачном стечении обстоятельств будет на стороне того, кто дольше продержится. Правда, в глазах остальных коллег вы навсегда превратитесь в точно такого же хама и грубияна.
Что делать, если вам начали хамить в офисе? Советы бывалых
Рассмотрим восемь правил успешного разрешения конфликта на рабочем месте:
1 Никогда не уподобляйтесь своему визави, станьте его полной противоположностью, чтобы каждый из свидетелей видел — конфронтацию начал он, а вы просто защищаетесь.
2 Старайтесь сдерживать эмоциональное волнение, не выдавайте его нервными жестами, прерывистым дыханием или бегающим взглядом, этого от вас добиваются.
3 Избегайте перехода на личности и нецензурных оскорблений. Если перепалка выйдет из-под контроля, подобное поведение может стать доказательной базой, но уже в суде.
4 Оценивайте ситуацию, рассчитывая последствия каждого сказанного слова. Когда перед вами типичный мелкий провокатор, на него не стоит тратить много времени и нервов.
5 Немедленно прерывайте разговор, если вас пытаются оклеветать. Ложь должна быть моментально опровергнута с неоспоримыми железными доказательствами.
6 Демонстративное безразличие — лучшая тактика сопротивления, она быстрее всего приведёт обидчика к условному «разбитому корыту» и непониманию происходящего.
7 Когда незаслуженно хамит или грубит начальник, парируйте одним простым вопросом: «Чем, простите, я заслужил подобное отношение к себе?»
8 Если вы новенький в коллективе, внимательно наблюдайте за поведением остальных коллег. Возможно, это своеобразная проверка на дисциплинированность.
Наконец, большинство неприятных разговоров потребуют максимального запаса выдержки и умения надолго удерживать уверенную интонацию голоса. Важно сохранять чувство собственного достоинства, какими бы стрессовыми ни казались ситуации — они уйдут, а работа останется.
Заключение
Безусловно, хамство коллеги на работе — не самый позитивный опыт, но даже из серьёзных конфликтов всегда можно выйти с минимальными потерями.
Резюмируя сказанное, подчеркнём:
Львиную долю грубостей человек совершает неосознанно, а причины деструктивного поведения спрятаны гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
В некоторых ситуациях сослуживцу нужно просто выговориться о своих невзгодах и получить хотя бы немного сочувствия со стороны коллектива.
Если конфликт неизбежен, старайтесь не возводить его до точки кипения, хотя в ряде ситуаций это действительно невозможно.
Игнорирование провокационных выходок агрессивного коллеги зачастую приносит гораздо больше результатов, чем открытая конфронтация.
Хамство начальника решается консенсусом между подчинёнными, не бойтесь заступаться в ответ на несправедливую критику.
Не забывайте об элементарной этике, поругаться успеете всегда, а вот дальнейшее сосуществование в одном офисе может быть поставлено под угрозу.
Помните, что рабочий коллектив — это живой организм. Здоровая атмосфера внутри него способствует не только правильным отношениям, но и продуктивному делопроизводству.
ВСЕ СТАТЬИ
ЕСТЬ ВОПРОСЫ?
ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ И МЫ СВЯЖЕМСЯ С ВАМИ
InstagramYouTubeFacebookVkontakte